школа №5 - Официальный сайт написать нам
Праздник кубанского фольклора

Материал подготовлен учителем литературы МОУ СОШ №5 Падюковой Л.И.

Рождественские посиделки

Оформление класса или сцены:
Кубанская хата с вышитыми занавесками на «окне», с рушниками, лавками, самоваром на застеленном вышитой скатертью столе, бубликами, леденцами, варениками.
Костюмы казаков и казачек.
Задание участникам:
Приготовиться к конкурсу на лучшего исполнителя на народном инструменте (балалайка, рожок, жалейка, гармоника, береста); подготовить исполнение старинной кубанской песни (пляски);
разучить народную игру, (потешку, считалку);
познакомиться с народными традициями, изделиями народных умельцев.

Мероприятие проводится на рождественские праздники с  приглашением  местного народного хора Дома культуры.

1.Величание
Хор исполняет «Величальную».
«Хозяйка» Солоха  встречает гостей: Гость на гость – хозяину радость.
Просимо в хату: Красному гостю красное место. Будьте как дома. Присаживайтесь. Чайку откушайте, гармошку послушайте. Милости просим!
(Гости рассаживаются).
2.Из истории посиделок
Ведущий (учитель): Из России пришли в каждый кубанский хутор, в каждую станицу посиделки. Роднило их одно – собирались, чтобы себя показать да на людей поглядеть – «подывыться», частушкой переброситься, в потехах да в забавах посоперничать.
Посиделки устраивались в какой-нибудь просторной хате у гостеприимной хозяйки, которая сама любила попеть-поплясать, рассказать небывальщину, пошутить, вспомнить про свою молодость, тряхнуть стариной.
На посиделки приходили хлопцы и девушки после трудового дня. Это был праздник. Не всегда родители отпускали. Надо было заработать, заслужить  возможность отдохнуть. Да и отпустят – обязательно дадут работу: девушкам -  напрясть пряжи, связать кружево… Парням –  нарезать гребень, сплести нагайку... Руки работают, а рассказывать небылицы или петь песни – пожалуйста. Острословы и балагуры придумывали каверзные загадки. Не отгадаешь – выполняй задание или получай наказание, а то и ответь на вопрос, кого любишь.
А когда работа закончена, можно и повеселиться. Играли в жмурки, в «колечко», танцевали и плясали. Пели. Песня особенно ладилась под аккомпанемент гармошки или балалайки. Лучшим исполнителем считался тот, кто сыграет народную мелодию и воспроизведёт подлинно народную манеру исполнения. Лучшим частушечником признавали того, чьи весёлые частушки  отражали жизнь, мысли и чувства собравшихся.
3. Игры
Досуг на посиделках сопровождался играми, а игры часто начинались со считалок.
(представление детьми игр и считалок).
- Раз, два, три, четыре, пять.
Мы собралися играть.
Вдруг сорока прилетела
И водить тебе велела.
«Жёлуди».
Играющие становятся в круг. Водящий – в середине. Игроки прячут между собой жёлудь и приговаривают:
- Гуси-лебеди летали,
Они жёлуди кидали
И кричали:
- У меня! У меня! У меня!
Водящий определяет, у кого жёлудь. Узнал – тот будет водить.
«Колечко».
Играющие садятся на скамейку в ряд.  Водящий  идёт от одного к другому  и «передаёт» кольцо незаметно из рук в руки. И незаметно вкладывает кольцо одному. В то время, когда водящий говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» - играющий, у которого кольцо, выбегает к водящему, а остальные его не пускают. Если ему удалось убежать, он водит.

Жизнь показывает, что нельзя забывать свою историю, мудрые народные обычаи и традиции.
4.Прикладное искусство.
Ведущий: Человек во все времена стремился украсить свой быт. «Не то дорого, что золото, а то, что доброго мастерства», - говорят в народе. В работах народных умельцев привлекает простота и совершенство формы изделия, отсутствие лишнего, надуманного. Любой знак, штрих, линия в народной росписи имеет определённый смысл, о чём-то рассказывает. Привлекает внимание богатство цветового решения, гармония красок, умелое использование натурального цвета.
(Демонстрация учащимися изделий народного прикладного искусства местных умельцев. Выступление приглашённого мастера.)

 

 

 (Стук в дверь.  В хату входит Дьяк)
5.Инсценировка
Солоха: Проходы, куманёк, проходы, мий любый! Красна хата углами,   а   хозяйка – гостями.
Дьяк: Сею – вею – посеваю,
С Новым годом поздравляю.
Тох, тох, торотох,
Зароди, Боже, горох,
Жито, пшеницу,
Всяку паляныцю.
На кажном месте
Копен по двести,
На кажному колосочку
Дай, Бог, по мешочку.
С Новым годом,
С великим дородом!
Солоха: Ай-да кум, ай-да  молодец! Сидайте, Осип Никифорович!
(Дьяк садится за стол, покряхтывает, потирает руки, ест.  Не вставая, прожёвывая вареник, дотрагивается до руки Солохи).
Дьяк: А что это у вас, великолепная Солоха?
Солоха, жеманясь: Как что? Рука, Осип Никифорович! Да вы кушайте,      откушайте еще.
Дьяк: Гм! Рука! Хе-хе-хе! (Встает) А это что у вас, дражайшая Солоха ? (Гладит ее шею и отскакивает назад). Гм!
Солоха: Как что? Будто не видите, Осип Никифорович. Шея, а на шее монисто.
Дьяк: Хе-хе-хе! (Пытается обнять). А что это у вас, несравненная     Солоха? (Прислушивается).
Солоха: Где ? Где? Осип Никифорович?
Дьяк: Слышите, стучат! Кто бы то мог быть? Что за гости?
Солоха: А вот сейчас узнаем! Без гостей не скучаем, а гостям всегда рады.

      Доносятся звуки приближающейся праздничной толпы: веселый смех, пение, звуки народных инструментов, голоса: «Пришла коляда – отворяй ворота!» Стук в дверь.
Хозяйка: Кто там?
Колядовщики: Это мы, колядовщики.
Одновременно на сцену  выходят колядовщики-ряженые. Среди них старый казак..
- Здравствуйте, хозяева!
- Позвольте во горенку зайти!
- Во горенку зайти да на лавочку сесть.
Поют колядку «Ой, по гори…»
-Чем вы нас, хозяюшка, подарите?
-Денег мешок или каши горшок?
-Кувшин молока или кусок пирога?
-Копеечки на конфеточки?
-Или гривенники на прянички?
-Будете нас дарить – будем вас хвалить, а не будете дарить – будем вас корить.
Хозяйка:
Ах вы, хитрые ребятки,                        
Отгадайте-ка загадки.
Солоха загадывает загадки участникам и присупствующим.
-Ну, догадливы девчатки,
Ну, догадливы хлопчатки,
Дам еще заданье я,
Песню спойте для меня.
(Гости рассаживаются).
-Ну что, заспеваем? «Во ку – во кузнице…»

         Народная песня
(Инсценирование русской народной песни «Во кузнице»).
За ворота вышла, косыньку чесала,
На своих подружек посматривала.
- Ой же вы, сестрицы, рано поутру
Запевайте песенку хоть одну!
«…По-над синем морем летят лебеди,
а на синем море плывут корабли,
а на тех корабликах сидят казаки.
Шапочки-кубаночки наклонилися,
За ними девчаточки пожурылися…!»
- Ой, когда бы знала я, какой будет мой,
Я б тогда построила переход большой.
Я б тогда построила тихий переход –
От синего морюшка до своих ворот.
(Исполнение народной кубанской песни «Ой, во поле та жинцы жнут»
Солоха: Пели вы на удивленье, заслужите угощенье.
(Одаривает  гостей)
Старый казак: Народная песня возрождается заново. Русская и украинская песня на Кубани жили вместе. Как ни горько жилось народу, песня спасала. Песня – целительница. Песня – спасительница. Песня – плач. Песня – пляска. От всех бед и печалей спасала песня, показывая размах, удаль, веселость и широту человеческой натуры.
Ведущий: На посиделках велись и серьезные разговоры: вспоминали рассказы стариков, мечтали о лучшей жизни.
Старый казак: А знаете ли вы, гостечки, как наши деды клад Суворова нашли?     
Много лет назад воевал на Кубани Суворов. За 100 дней построили на пустынных берегах 5 крепостей и 20 редутов. Так укреплена была Южная граница России.
Но покидал Суворов берега красавицы Кубани с тревогой и тоской, а после его отъезда пошла молва, будто оставил Суворов на Кубани драгоценный клад.
Вернувшись в столицу, Суворов докладывал:
- Государыня, у моих укреплений на Кубани нет главного – нет русской избы с горячими пахучими хлебами да крепким квасом…
- Что же ты предлагаешь, князь?
- Переселить в те места запорожцев. Они прочно обживут Кубанские степи и станут надежною защитой южных границ.
И потянулись на Кубань сотни запорожских, а потом и донских казаков. Они пробирались  в неведомый и беспокойный край водным путем и сушею. Где жить? Чем заняться? Охотой? Промыслом? Землепашеством?
-Ищите клад Суворова! – в один голос твердили солдаты, передавая казакам свои посты суровой службы. – Сказывают, его богатства на всех хватит.
Сначала казаки принимали эти слова за шутку, а потом, с годами, поверили в клад. Все больше и больше людей стало заниматься его поисками. Перекопав всю местность вокруг, казаки остепенились, но ненадолго.
Стали искать вновь и напали около Александровской крепости на такое место, где земля оказалась податливой.
-Здесь клад! – решили.
Весть мигом облетела все хаты. Сбежались стар и мал. Целая сотня казаков, сменяя друг друга, орудовали лопатами. И вот острие уперлось во что-то твердое. С трудом достали из земли деревянный ларь, окованный железом. Открывать его прибыл атаман с писарем.
А в ларе оказался…новый плуг с острым блестящим лемехом и мешок отборной ядреной пшеницы. А еще писарь достал из ларя грамоту и прочитал: «Злато – злата». «Плуг сей в руках держите, шашки в ножнах. Плуг богатству и силе служит, шашка токмо охране оных. С тем примите сие от князя Суворова.»
И постигли казаки глубокий смысл суворовской грамоты. А цену клада они узнали, когда распаханные кубанские степи заколосились золотом пшеницы, равной которой не было на Руси.
Вот такую сказку мой дед рассказывал. Теперь ваша очередь людей забавлять.

 

Частушки.
Присутствующие исполняют частушки под гармошку.
-Казаченька удалой,
Под окошечком не стой!
Ой, что ж тебя принесло –
Или лодка, иль весло?
-Привез меня добрый конь
Ко девчонке молодой.
- Отчего ж ты не пришел,
Пока месяц не взошел?
-Я до полночи не спал,
Тебя дома не застал.
Тебя в доме не застал –
Вокруг дома посвистал.
Вокруг дома посвистал
И обратно попластал.
-Казаченько молодой,
Под окошечком не стой!
Хозяйка: А что, гостечки дорогие, не надоели ли вам хозяева?
Гости: Засиделись мы, хозяюшка, пора и честь знать.
Колядовщики благодарят:
-Хозяюшке кунью шубу,
-Дочерям по веночку златому,
-Сыновьям по коню вороному,
-Ну а хозяину – добрую жену
Да крепкого здоровья.
Хозяйка: Будьте здоровы! Гость доволен  –  хозяин рад.
( Все кланяются, уходят).
Старый казак: Кубанское предгорье… Выйдешь за околицу- видны       очертанья гор, за которыми не видимое глазу синее Черное море… А кругом поля, поля, поля. Вот это и есть наша Кубань.
Жизнь показывает, что нельзя забывать свою историю, мудрые народные традиции. Народное творчество возрождается заново, и хорошо, что делают это наши дети.

В сценарии использована литература:
1.Варавва И. Избранное. Краснодар. 1992
2.Зайцев И., Максимов И. Легенды и были Черноморья. Краснодар. 1975
3. Русский фольклор. М. 2003

 

 

о сайте и его создателях www.ah-school5.narod.ru
Hosted by uCoz